Уилма Мэнкиллер (Wilma Pearl Mankiller)
www.peoples.ru/state/statesmen/wilma_pearl_mank...
Первая женщина, ставшая вождем племени чероки. Она занимала должность верховного вождя десять лет, с 1985 по 1995 год.
ДАЛЬШЕУилма Мэнкиллер родилась 18 ноября 1945 года в городке Тэликуа, штат Оклахома (Tahlequah, Oklahoma), и была шестой из одиннадцати детей Чарли Мэнкиллера (Charley Mankiller, 1914-1971) и Клары Ирен Ситтон (Clara Irene Sitton, 1921). Ее отец был чистокровным чероки, а мать – белой женщиной с голландскими и ирландскими корнями, которая выбрала жизнь с чероки. Фамилия этой семьи, Мэнкиллер (букв. 'убийца мужчин'), указывает на то, что мужчины семьи традиционно выбирали путь воина. Семья Уилмы была очень бедной и первоначально проживала на выделенной Чарли земле рядом с местечком Роки-Маунтин, штат Оклахома (Rocky Mountain, Oklahoma), но в 1942 году, во время Второй мировой войны, армия Соединенных Штатов (United States) провела принудительное отчуждение для военных целей земель, принадлежавших 45 семьям чероки, включая Мэнкиллеров. Позже там была организована тренировочная база для солдат. Мэнкиллеры охотно оставили Оклахому по программе переселения индейцев, проводимой Бюро по делам индейцев (Bureau of Indian Affairs, BIA), и переехали в 1656 году в Сан-Франциско (San Francisco), обосновавшись затем в Дейли-Сити, штат Калифорния (Daly City, California).
В 1963 году 17-летняя Уилма вышла замуж за Эктора Уго де Олайя де Барди (Hector Hugo Olaya de Bardi), эквадорского студента. Они переехали в Окленд (Oakland), в 1964-м у них родилась дочь Фелисия Олайя (Felicia Olaya), а в 1966-м – Джина Олайя (Gina Olaya). Уилма вернулась к учебе, окончила Скайлайн-колледж (Skyline College) и Университет Сан-Франциско (San Francisco State University) и активно участвовала в деятельности Индейского центра Сан-Франциско (San Francisco's Indian Center), пока жила в Калифорнии.
В конце 60-х она участвовала в оккупации индейцами Алькатраса (Alcatraz Island) и пять лет проработала добровольцем в одном из племен реки Пит (Pit River). В 1977-м Мэнкиллер развелась с мужем и вернулась в Оклахому вместе с дочерьми, надеясь помочь своему народу. С этого решения началась ее политическая карьера.
В 1983 году 38-летнюю Уилму избрали заместителем вождя племени чероки, которым тогда был Росс Суиммер (Ross Swimmer), занимавший этот пост третий срок подряд. В 1985 Суиммер ушел в отставку и возглавил Бюро по делам индейцев, а Уилма Мэнкиллер стала первой женщиной-верховным вождем чероки.
В 1987-м она выиграла избирательную кампанию и была переизбрана в 1991 году, набрав 83 процента голосов. В 1995-м она решила не баллотироваться из-за проблем со здоровьем. Поскольку традиционно должность вождя была мужской, Уилме пришлось столкнуться со многими препятствиями, хотя в традиционной культуре чероки и их системе ценностей руководящие должности могут занимать как мужчины, так и женщины.
Возглавляя племя, Уилма Мэнкиллер развивала множество общественных проектов, финансируемых Бюро по делам индейцев и с помощью федерального правительства. Проекты включали в себя создание новых предприятий, например, сельскохозяйственных, улучшение инфраструктуры – особенно обеспечение водой, - и строительство гидроэлектростанции. Кроме того, в рамках политики самоопределения американских индейцев Мэнкиллер работала над переговорами между племенами и федеральным правительством. Интересно, что за время ее нахождения в должности население племени увеличилось с 55 000 до 156 000 человек – в условиях экономического подъема резко сократился отток молодых людей и выросла рождаемость. После завершения работы на посту верховного вождя Мэнкиллер приняла преподавательскую должность в Дартмутском колледже (Dartmouth College).
В 1979 году Мэнкиллер попала в автомобильную аварию и тяжело пострадала, едва не погибнув. Ей пришлось перенести несколько хирургических операций, но у нее были и другие проблемы со здоровьем, включая миастению, трансплантацию почки, рак молочной железы и лимфому. В 1986-м Уилма вышла замуж за Чарли Соапа (Charlie Soap), давнего друга и соратника, чистокровного чероки. Они жили на земле предков Уилмы. В марте 2010-го стало известно о том, что у Уилмы диагностировали рак поджелудочной железы, и она умерла в своем доме в округе Адейр, штат Оклахома (Adair County, Oklahoma), 6 апреля 2010 года. На ее поминальную службу, состоявшуюся 10 апреля, пришли около 1200 человек.
Уилма Мэнкиллер была обладательницей ряда почетных наград, включая Президентскую медаль свободы (Presidential Medal of Freedom) и введение в 1993 году в Национальный Зал Славы Женщин (National Women's Hall of Fame), и оставила после себя несколько книг, в том числе автобиографию 'Mankiller: A Chief and Her People', ставшую национальным бестселлером.
Линн Малерба (Lynn Malerba)
www.pravda.ru/society/09-03-2010/1021080-indian...
Жительница американского штата Коннектикут, 56-летняя Линн Малерба в августе 2010 года официально возглавила племя мохеган, которое насчитывает 1700 человек.
ДАЛЬШЕНесмотря на сходство названий, мохеганы — иное племя, чем родственные им могикане. Мохеганы были союзниками англичан, но это не уберегло их от общей для всех племен Новой Англии печальной судьбы. Так, во время переписи 1850 года в Коннектикуте было зарегистрировано 400 мохеган, а перепись 1910 года показала, что их осталось всего 22 человека (правда, реальная численность была тогда все-таки выше). В 70-е годы XX века мохеганы, жившие прежде разрозненно, объединились в племя. А в марте 1994 года, когда их насчитывалось уже 972 человека, племя было признано на федеральном уровне.
Сейчас оно владеет четвертым по величине в мире казино Mohegan Sun в городе Анкасвилл, штат Коннектикут, и казино в Покано-Даунс, штат Пенсильвания. К слову сказать, казино — это заслуга предшественника Линн - Ральфа Стерджеса, который скончался в 2007 году. Именно он добился признания племени и сыграл ведущую роль в открытии Mohegan Sun.
К слову сказать, до своей политической карьеры Линн работала медсестрой. Позже она возглавила племенной совет, который управляет казино и занимается развитием деловых связей мохеган. Малерба также получила новое имя - Мутави Мутахаш, то есть Много Сердец.
Женщина-вождь из племени Кроу и другие
crow-indians.narod.ru/societies/4.htm
indiansbelgorod.0pk.ru/viewtopic.php?id=19
"Биография Женщины Вождя, написанная Денигом в “Пяти племенах Верхнего Миссури” является ярким примером редкого продвижения женщины по воинской лестнице до самого верха. Женщины редко уходили с мужчинами в военные походы. Если такое случалось, то на них возлагалась стряпня, починка обуви и прочие заботы по обслуживанию мужчин. Но никогда им не позволялось браться за оружие.
“Я намерен поведать историю о женщине из племени Равнинных Большебрюхих, которая в десятилетнем возрасте попала в плен к Кроу. Благодаря личному знакомству с ней в течение 12 лет, я могу изложить правдивый рассказ о ней.
ДАЛЬШЕВскоре после её пленения воин, к которому она попала, стал замечать в ней проявление мужских черт характера... То ли желая позабавить её, то ли ради собственного интереса, приёмный отец стал потакать её наклонностям. Время от времени он отправлял её караулить лошадей, учил обращению с луком и стрелами, разрешая охотиться на птиц. Позже она получила в своё пользование ружьё. И будучи ещё молодой женщиной, она уже не уступала никому из мужчин ни в конной, ни в пешей охоте.
Она не меняла женскую одежду на мужскую, и облик её ничем не отличался от других девушек, разве что за спиной у неё всегда висело оружие. Ростом она была несколько выше большинства женщин и явно превосходила их физической силой. Задолго до того, как она впервые ступила на военную тропу, она прекратила общение с девушками и постоянно находилась в окружении мужчин, забавляясь их играми, участвуя в совместной охоте и на собственной спине приносила застреленных в горах коз. Она не пропускала ни одного загона диких лошадей, могла за одну охоту убить пять бизонов, расчленить их без чьей-либо помощи и доставить мясо домой.
Несмотря на свою привлекательную внешность, она не стремилась завоевать симпатии юношей. Когда же её приёмный отец погиб на войне, она взвалила на себя все обязанности главы семьи, выполняя роль отца и матери своим приёмным братьям и сёстрам.
Однажды Черноногие напали на несколько палаток Ворон, стоявших возле торгового поста. Наша героиня находилась в одной из тех палаток. Атака была внезапной. Несколько мужчин погибли, остальные спрятались вместе со своими лошадьми за стенами форта. Враги держались на достаточном удалении, чтобы не попасть под пули. Никто из осаждённых в крепости не решался выйти навстречу Черноногим, ни белые, ни Вороны. И вот эта женщина, понимавшая их язык, села верхом и выехала за ворота, чтобы переговорить с Черноногими. Все убеждали её не делать этого, но она настояла на своём. Черноногие обрадовались, увидев перед собой лёгкую добычу. Она же, приблизившись к ним на расстояние револьверного выстрела, велела им остановиться. Они не придали значения её словам, один из них выстрелил, остальные кинулись вперёд. Она без промедления подняла ружьё и свалила ближайшего из них, затем выхватила стрелы и поразила ещё двух врагов, сама не получив ни единой царапины. Оставшиеся два нападавших развернулись и ускакали к основному отряду, затем всей массой вновь бросились вперёд, чтобы разделаться с женщиной. Они выпустили целый рой пуль и стрел, но она скрылась в крепости, встреченная восторженными криками.
Этот отважный поступок поставил её в первые ряды храбрейших воинов. О ней сложили песни, и вскоре она прославилась во всём племени. Примерно год спустя она собрала немного юношей и возглавила свой первый военный отряд против Черноногих. Удача вновь сопутствовала ей. Она приблизилась к вражескому стану глубокой ночью, украла у них 70 лошадей и быстрым темпом погнала табун домой. Однако погоня настигла её отряд. Завязался жестокий бой, в результате которого Вороны умчались в сторону своего лагеря с большинством лошадей и двумя скальпами Черноногих. Одного из тех Черноногих женщина сразила и оскальпировала собственными руками. Ко второму, хоть его застрелил один из её воинов, она прикоснулась первой стволом своего ружья, пока враг был ещё жив — подвиг, заслуживающий высочайшей оценки в глазах индейцев!
В последующие времена она провела целый ряд ещё более дерзких и успешных экспедиций. Не было ни одной схватки с её участием, где бы она не проявила своих удивительных боевых качеств. Старики утверждали, что она рождена для удивительной жизни. Её поступки подняли её на высоту, которой достигали далеко не все воины мужского пола и уж, конечно, никогда не взлетала столь высоко ни одна женщина Вороньего Племени... Она заняла своё заслуженное место на совете вождей и воинов, став третьим по важности лицом в племени из 160 палаток.
Тем временем она продолжала вести обычный образ жизни, привозя мясо и шкуры домой. Шкуры она отдавала друзьям, а мясо вялила сама с помощью детей, которых опекала. Когда ей требовались дополнительные лошади, она отправлялась к вражеским деревням и брала там нужное ей количество...
Никто из мужчин не предлагал ей пойти в жёны. Возможно, все думали, что с ней, такой самостоятельной, будет трудно управляться. И она продолжала жить незамужней. Но вскоре, осознав необходимость каким-то образом решить вопрос с женской работой (ведь она считалась воином и не могла обременять себя женскими делами), она взяла себе жену. Она прошла через необходимую процедуру, какая обычно требуется, чтобы купить жену. Ну не удивительная ли эта страна, где мужчины надевают на себя женское платье, а женщины превращаются в мужчин и спариваются (mate) с представительницами своего пола!
Начав организовывать таким образом домашнее хозяйство, которое изо дня в день разрасталось, она в конце концов взяла ещё трёх жён. Эта полигамия подняла её авторитет в глазах соплеменников ещё не несколько порядков и упрочило её достоинство, ведь во всех равнинных племенах успех на войне и богатство лошадьми и женщинами являло собой главнейшую особенность в положении воина. Отныне она не знала, чего ещё она могла добиваться. Она обладала славой, богатством, влиянием.
Летом 1854 года она решила нанести дружеский визит Равнинным Большебрюхим, из которых происходила. Подписанный в 1851 году в форте Ларами договор между племенами Верхнего Миссури повлёк за собой мирное сосуществование Черноногих и Равнинных Большебрюхих, и они неоднократно посылали гонцов с мирными предложениями к Воронам и Ассинибойнам. Ассинибойны откликнулись на выражение доброй воли, и 3-4 года их отношения не омрачались войной... И вот Женщина Вождь решила поехать к Большебрюхим и высказать им слова мира... Многие старые трапперы и торговцы пытались отговорить её от этого поступка, понимая, насколько сильна была ненависть Большебрюхих по отношению к ней. Но она не желала слушать их.
Неподалёку от стойбища Равнинных Большебрюхих, возвращавшихся из форта Юнион в родные края, она увидела их большой отряд. Она смело приблизилась к ним, завязала разговор, выкурила трубку. Но едва враги выяснили, кто она такая, они приняли решение убить её на пути в их лагерь, что они и сделали, застрелив также четырёх её спутников-Ворон. Так закончился земной путь единственной Женщины Вождя.” (Denig “Five Indian Tribes of the Upper Missouri”)
Изложенная Денигом история очень интересна, но сожаление вызывает тот факт, что автор, будучи знаком с Женщиной Вождём лично, не удосужился рассказать подробнее о её внешности, детальнее обрисовать её характер, манеры поведения, особенности речи и так далее. Он даже ни разу не назвал её имени! Разве это не огромное упущение? А ведь он прекрасно понимал, что она — явление уникальное! Либо он не знал её, то есть не был знаком с ней так хорошо, как утверждал, либо это надо отнести на счёт его крайней невнимательности, которую я отмечал уже не однажды. Ну что ж, чего нет, того уже не будет. А жаль, очень жаль. Остаётся благодарить других авторов, сумевших оставить скромные, но важные описания этой редкой женщины.
Курц встретил “известную амазонку” Абсароков в форте Юнион 27 октября 1851 года. Он отметил, что она “вовсе не выглядит дикой или воинственной... Ей примерно сорок пять лет. Она отличается скромностью и скорее миролюбива, нежели таит в сердце готовность к ссоре”. Курц присутствовал при сцене, когда она подарила Денигу скальп Черноногого, который Дениг позже переподарил Курцу. В другой своей книге Дениг упомянул, что какая-то женщина из племени Ассинибойнов решила последовать примеру знаменитой воительницы Вороньего Племени, но погибла в первом же своём военном походе.
Я не склонен думать, что Ассинибойнка следовала примеру женщины-воина из племени Абсароков. Надо полагать, что у неё были свои весомые причины для того, чтобы вступить на мужскую тропу войны. Об этих причинах нам, живущим далеко от тех мест и в другом времени, ничего не ведомо. Таких женщин в действительности было больше, чем знают историки; одни заслужили громкую славу в пределах своего племени, другие стали известны и соседним племенам. Но никто не добился мировой славы, ибо подвиги их на самом деле были невелики, как, скажем, Орлеанская Дева.
Так, среди Черноногих жила девушка-воительница по имени Бегущий Орёл, о которой старые индейцы вспоминали ещё в 1940 году. Первоначально её звали Коричневая Ласка, а Бегущим Орлом она стала лишь после того, как ступила на воинский путь, хотя причина возникновения этого имени до нас не дошла. Как и женщина-воин Абсароков, Коричневая Ласка с раннего детства интересовалась оружием, поэтому отец соорудил ей лук, из которого она быстро научилась стрелять. После гибели её отца девушке досталось от него ружьё (легко можно представить её гордость — не у всякого мужчины её племени в те годы можно было увидеть огнестрельное оружие). После смерти отца она решила взвалить на себя тяготы по обеспечению своей семьи мясом — дело исключительно мужское. Нет смысла рассматривать её жизнь шаг за шагом, во многом она схожа с историей воительницы из Вороньего Племени. После какого-то очередного подвига она получила имя Бегущий Орёл. Примерно в 1850 году она погибла во время сражения с Большебрюхими. Предание гласит, что даже самый сильный воин из вражеского отряда не смог одолеть её, когда дело дошло до рукопашного боя, и враги застрелили её в спину. Насколько это соответствует истине, не имеет ни малейшего значения. Важно, что эта женщина вошла в историю племени в качестве уважаемого воина. Возможно, уважение стало даже более весомым много позже её гибели, чем было при жизни Бегущего Орла.
Стоит упомянуть и ещё об одной девушке. В сражении на Розовом Бутоне (где на одной стороне воевали солдаты генерала Крука и его индейские скауты Шошоны и Абсароки, а с другой стороны — Лакоты и Шайены) принимала участие молодая женщина по имени Тропа Бизоньего Телёнка; она принадлежала племени Шайенов. Принято считать, что в бой она ринулась только для того, чтобы спасти своего брата, будто бы увидев, что он попал в беду. Однако воины скакали всю ночь, чтобы добраться от своего стойбища до ручья, где расположился бивуак кавалеристов в синих мундирах, так что девушка вовсе не случайно очутилась в рядах индейских воинов. Она поехала сражаться. Другое дело, что она, быть может, впервые отправилась в поход, но она поехала специально. Шайены так и называют тот бой — Битва-Когда-Сестра-Спасла-Своего-Брата."
Необычные женщины в индейских селениях
Уилма Мэнкиллер (Wilma Pearl Mankiller)
www.peoples.ru/state/statesmen/wilma_pearl_mank...
Первая женщина, ставшая вождем племени чероки. Она занимала должность верховного вождя десять лет, с 1985 по 1995 год.
ДАЛЬШЕ
Линн Малерба (Lynn Malerba)
www.pravda.ru/society/09-03-2010/1021080-indian...
Жительница американского штата Коннектикут, 56-летняя Линн Малерба в августе 2010 года официально возглавила племя мохеган, которое насчитывает 1700 человек.
ДАЛЬШЕ
Женщина-вождь из племени Кроу и другие
crow-indians.narod.ru/societies/4.htm
indiansbelgorod.0pk.ru/viewtopic.php?id=19
"Биография Женщины Вождя, написанная Денигом в “Пяти племенах Верхнего Миссури” является ярким примером редкого продвижения женщины по воинской лестнице до самого верха. Женщины редко уходили с мужчинами в военные походы. Если такое случалось, то на них возлагалась стряпня, починка обуви и прочие заботы по обслуживанию мужчин. Но никогда им не позволялось браться за оружие.
“Я намерен поведать историю о женщине из племени Равнинных Большебрюхих, которая в десятилетнем возрасте попала в плен к Кроу. Благодаря личному знакомству с ней в течение 12 лет, я могу изложить правдивый рассказ о ней.
ДАЛЬШЕ
www.peoples.ru/state/statesmen/wilma_pearl_mank...
Первая женщина, ставшая вождем племени чероки. Она занимала должность верховного вождя десять лет, с 1985 по 1995 год.
ДАЛЬШЕ
Линн Малерба (Lynn Malerba)
www.pravda.ru/society/09-03-2010/1021080-indian...
Жительница американского штата Коннектикут, 56-летняя Линн Малерба в августе 2010 года официально возглавила племя мохеган, которое насчитывает 1700 человек.
ДАЛЬШЕ
Женщина-вождь из племени Кроу и другие
crow-indians.narod.ru/societies/4.htm
indiansbelgorod.0pk.ru/viewtopic.php?id=19
"Биография Женщины Вождя, написанная Денигом в “Пяти племенах Верхнего Миссури” является ярким примером редкого продвижения женщины по воинской лестнице до самого верха. Женщины редко уходили с мужчинами в военные походы. Если такое случалось, то на них возлагалась стряпня, починка обуви и прочие заботы по обслуживанию мужчин. Но никогда им не позволялось браться за оружие.
“Я намерен поведать историю о женщине из племени Равнинных Большебрюхих, которая в десятилетнем возрасте попала в плен к Кроу. Благодаря личному знакомству с ней в течение 12 лет, я могу изложить правдивый рассказ о ней.
ДАЛЬШЕ